Закон о спонсорстве рф – Кто может получить спонсорскую помощь – закон о спонсорстве в РФ 4

Содержание

Что такое спонсорство? (Фролова М.В.)

Все статьи Что такое спонсорство? (Фролова М.В.)

Очень часто теле- и радиоканалы, спортивные и образовательные учреждения и иные некоммерческие организации обращаются в коммерческие компании для привлечения спонсорской помощи на создание тематических программ или проведение различных мероприятий. Однако спонсорство спонсорству рознь. В нашей статье мы рассмотрим, чем спонсорство отличается от благотворительности и как это влияет на налогообложение.

Определение спонсорства дано в Законе о рекламе <1>. Согласно п. 9 ст. 3 указанного Закона спонсором признается лицо, которое предоставило средства для организации и проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, а также создания и трансляции теле- или радиопередачи либо создания или использования иного результата творческой деятельности. В этом же Законе дано определение спонсорской рекламы как рекламы, распространяемой на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3).
———————————
<1> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Однако спонсорство регулируется не только рекламным законодательством, но и Законом о благотворительной деятельности <2>, согласно ст. 1 которого благотворительной считается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
———————————
<2> Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Таким образом, различие между спонсорской помощью в рекламных целях и благотворительной спонсорской помощью выражается в способе оказания помощи. Так, если организация-спонсор только оказывает финансовую помощь, а спонсируемая организация не распространяет информацию о спонсоре, такое спонсорство не имеет отношения к расходам на рекламу. Указанные расходы нельзя учесть в целях исчисления налога на прибыль, так как согласно п. 34 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком-жертвователем на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ (Письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42).

Ключевое определение. Реклама, распространяемой на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре, признается спонсорской рекламой. Расходы на ее осуществление могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Если же организация-спонсор хоть и не регулирует рекламную кампанию (так как основная цель — помочь в проведении конкретного (спортивного, культурного и т.п.) мероприятия), но информация о ней как о спонсоре распространяется на световых табло или растяжках, понесенные расходы можно учесть в составе рекламных расходов. Например, основными видами спонсорства на радио или телеканалах являются как простое упоминание — «спонсором программы является Торговый дом «Уют», так и создание тематических программ с участием компании-спонсора, в рамках которых подробно рассказывается о деятельности самой компании и ее продукции. В этом случае спонсор будет рекламодателем, а спонсируемый — рекламораспространителем. Такие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Федеральная антимонопольная служба в п. 4 Письма от 09.08.2006 N АК/13075 подчеркнула, что рекламное законодательство содержит четкое указание, что в качестве спонсора может выступать исключительно лицо, а не товар, а также что данное лицо должно быть определено в рекламе именно в качестве спонсора. Таким образом, организация-спонсор может указать только на себя как на спонсора, но не на товар или товарный знак, иначе подобная реклама не будет подпадать под понятие спонсорской.
Минфин считает (Письмо от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72), что спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера, соответственно, этот взнос может признаваться платой за рекламу. Таким образом, если расходы подпадают под понятие спонсорской рекламы, они могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.
Кстати, у организации-спонсора могут возникнуть проблемы с налоговиками, если она не будет располагать доказательствами, что информация о ней как о спонсоре была размещена надлежащим образом. То есть должно быть проведено мероприятие (концерт, соревнования и т.п.), в ходе которого формируется фото- или видеоотчет, из которого четко видно, что необходимая информация распространена неограниченному кругу лиц, а также подписан акт об оказании рекламных услуг.
Однако налоговики и в этом случае могут отказаться признавать расходы на спонсорскую рекламу по формальным признакам. В таких случаях суды на стороне налогоплательщиков. Так, организация выступала спонсором театра, а тот, по мнению проверяющих, не исполнил свои обязательства: не указал при проведении зрелищных мероприятий статус компании — официальный (генеральный) спонсор и партнер. Однако организацией был представлен рекламный материал, на котором размещен логотип и указано, что фестиваль проведен при поддержке и спонсорстве организации. В газете также было упомянуто о поддержке организацией фестиваля и концертных гастролей Мариинского театра в США и Италию. Суд встал на сторону организации, отметив, что применение различной терминологии (генеральный спонсор, спонсор, поддержка) не может свидетельствовать о неисполнении обязательств со стороны спонсируемого лица, так как характер правоотношений при этом не меняется (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 N 09АП-12051/2009-АК).
Еще одно судебное дело решилось в пользу организации (Постановление ФАС МО от 13.01.2010 N КА-А40/14745-09): несмотря на то, что логотип спонсора нанесен на форму спортсменов, заключать договор индивидуально с каждым игроком (который носил форму с логотипом спонсора) необязательно, так как само по себе обстоятельство демонстрации информации о спонсоре игроками спортивных команд не означает, что организация не вправе учесть свои расходы при налогообложении.
Если же компания финансирует некоммерческую организацию (детсад, школу и т.п.), а получатель помощи не распространяет информацию неограниченному кругу лиц об организации как о спонсоре, проверяющие не признают данные расходы рекламными и, скорее всего, суд их поддержит (Постановление ФАС ВВО от 09.01.2007 N А31-10518/2005-10).
Расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/40).

Нормируется ли спонсорская реклама?

Необходимо помнить, что не все рекламные расходы учитываются в налоговом учете одинаково. Согласно абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 НК РФ затраты на рекламу могут быть отнесены на прочие расходы для целей налогообложения прибыли в полном объеме, если они квалифицируются как:
— расходы на рекламные мероприятия через СМИ и телекоммуникационные сети;
— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, а также изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о товарах, работах, услугах.
Иные виды расходов (не указанные в перечне) являются нормируемыми и могут быть отнесены в уменьшение налогооблагаемой прибыли в размере не более 1% выручки (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). Таким образом, в зависимости от условий спонсорского договора расходы могут быть как нормируемыми, так и ненормируемыми. Реклама в виде спонсорского вклада не нормируется, если она размещена в СМИ, в том числе в печати, передачах по радио и телевидению, если это световая и наружная реклама (Письмо Минфина России от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201). В иных случаях это может быть нормируемый вид затрат: приобретение или изготовление призов, вручаемых во время проведения массовых рекламных кампаний; информация о спонсоре, изображенная на спортивном оборудовании или форме спортсменов во время соревнований; иные виды рекламы, не входящие в перечень ненормируемых. Согласно разъяснениям Минфина расходы по спонсорскому договору со спортивной организацией при условии, что эта спортивная организация распространяет рекламу о спонсоре в виде товарного знака в словесном и изобразительном обозначении на спортивном оборудовании, обмундировании спортсменов во время спортивных соревнований, могут быть учтены для целей налогообложения организацией в размере, не превышающем 1% выручки, полученной от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (Письмо Минфина России от 27.03.2008 N 03-11-04/2/58).

К вопросу о НДС…

Нормировать или нет? Организация-спонсор вправе принять к вычету НДС по спонсорской рекламе в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ при наличии счета-фактуры. При этом Минфин придерживается следующего мнения: «входной» НДС по расходам, нормируемым в целях налогообложения прибыли, подлежит вычету в размере, соответствующем данным нормам. Обосновывает свою позицию он положениями абз. 2 п. 7 ст. 171 НК, согласно которым в случае, если в силу гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в пределах установленных норм (Письмо от 13.03.2012 N 03-07-11/68). Таким образом, если, например, организация-спонсор предоставляет призы для участников спонсируемых соревнований, а также размещает свой логотип на одежде участников, НДС подлежит вычету в пределах установленных норм.
Справедливости ради отметим, что, если в последующем периоде расход перестал быть сверхнормативным, чиновники дают добро на принятие к вычету НДС в тех налоговых периодах, в которых данные расходы учитываются в целях исчисления налога на прибыль (Письмо от 06.11.2009 N 03-07-11/285).
Но, как правило, организацию такая позиция не устраивает: если буквально читать НК РФ, положение о нормировании вычета должно применяться только к командировочным и представительским расходам. И налогоплательщики идут в суд и отстаивают «свой НДС». В Постановлении ФАС МО от 30.11.2012 по делу N А40-135314/11-107-565 суд поддержал организацию, указав, что ограничение, предусмотренное абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ, касается исключительно вычетов сумм налогов, уплаченных по расходам на командировки и представительским расходам, а в отношении других расходов организация имеет право принимать к вычету НДС по нормируемым рекламным расходам в полном объеме.
В этом вопросе налогоплательщиков поддерживает и ВАС — Постановление от 06.07.2010 N 2604/10. На основании данного решения УФНС по г. Москве выпустило Письмо от 19.08.2013 N 13-11/083321@, в котором, сославшись на позицию Президиума ВАС, разъяснило, что вычет НДС в отношении иных нормируемых затрат, кроме затрат на командировки и представительских расходов, производится в полном объеме. А Минфин в Письме от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 <3> дал рекомендации налоговикам пользоваться судебными решениями и письмами ВАС, когда письменные разъяснения Минфина по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями ВАС.
———————————
<3> Письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097 данное Письмо направлено в нижестоящие налоговые органы для сведения и использования в работе.

Подведем итог: по нашему мнению, организация вправе не нормировать НДС в отношении нормируемых рекламных расходов, а в случае предъявления налоговиками претензий сослаться на названные выше Постановление и разъяснение Минфина.
Спонсор решил передать собственную продукцию в качестве спонсорской помощи, которая по всем параметрам подпадает под спонсорскую рекламу. В таком случае передача готовой продукции будет облагаться НДС на дату отгрузки (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Налоговая база равна обычной цене реализации продукции (п. 2 ст. 154 НК РФ), а НДС по материалам, израсходованным на изготовление такой продукции, принимается к вычету в общем порядке.
Товар был передан в рамках благотворительной деятельности. В таком случае необходимо руководствоваться пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которому операции по безвозмездной передаче товаров или имущественных прав, выполнению работ, оказанию услуг в рамках благотворительной деятельности освобождены от обложения НДС, за исключением подакцизных товаров. Однако надо помнить, что для применения этой льготы необходимо, чтобы оказанная помощь соответствовала благотворительным целям (п. 1 ст. 2 Закона о благотворительной деятельности) — организация должна иметь договор с получателем помощи, копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем переданных товаров (работ, услуг), документов, которые свидетельствуют о целевом использовании полученных средств (Письма Минфина России от 26.10.2011 N 03-07-07/66, УФНС по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126825).
Что касается «входного» НДС… Если организация передает свое имущество для благотворительной деятельности, налог к вычету не принимается, а учитывается в стоимости этого имущества (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если «входной» НДС ранее был принят к вычету, его необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором имущество было передано в качестве благотворительного взноса (п. 3 ст. 170 НК РФ), однако в таком случае налог не включается в стоимость передаваемого имущества. Учитывать этот НДС в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли нельзя, так как имущество было передано в качестве благотворительного взноса и не отвечает критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Организация вправе отказаться от льготы, предусмотренной пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, если она представит соответствующее заявление в налоговый орган по месту ее учета (п. 5 ст. 149 НК РФ). То есть, передавая имущество в качестве благотворительного взноса, спонсор уплатит НДС, но и получит право на вычет «входного» налога по приобретенным для благотворительных целей товарам при наличии корректно оформленных счетов-фактур.

* * *

Спонсорские расходы — это собирательное понятие, включающее в себя как расходы на рекламу, так и благотворительные расходы. Поэтому правомерность признания таких расходов в целях налогообложения прибыли, а также право возмещать из бюджета НДС напрямую зависят от того, как составлен договор, а также от того, как оформлены первичные учетные и иные оправдательные документы.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Статья 19. Спонсорство. Под спонсорством в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.
Комментарий к статье 19
Комментируемая норма закрепляет понятие спонсорства. Под спонсорством понимается осуществление лицом вклада в деятельность другого лица на условиях распространения последним рекламы. Данное понятие вводится исключительно для целей комментируемого Закона.
Под участниками спонсорской деятельности понимаются юридические и физические лица: спонсоры и спонсируемые. Круг лиц, которые могут выступать спонсорами и спонсируемыми, комментируемая норма не ограничивает. В число спонсоров и спонсируемых могут входить любые лица, заинтересованные в распространении рекламы о себе, своих товарах.
Спонсор — это лицо, осуществляющее вклад в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ в деятельность спонсируемого. Спонсор определяет цели и порядок использования своего вклада. В понимании комментируемой нормы спонсором может быть только то лицо, которое предоставляет свой вклад на условиях распространения рекламы о себе, своих товарах. С этой точки зрения спонсор признается рекламодателем.

Спонсируемый — это лицо, получающее вклад от спонсора. В понимании комментируемой нормы спонсируемое лицо распространяет рекламу о спонсоре, его товарах на условиях, предложенных спонсором по использованию вклада. С этой точки зрения спонсируемый признается рекламораспространителем.
По смыслу комментируемой нормы отношения спонсируемого и спонсора строятся на возмездной основе, однако спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого. Спонсорский вклад возмещается путем распространения рекламы о спонсоре, его товаров. Комментируемая норма прямо закрепляет, что спонсорский вклад признается платой за рекламу.
Закрепление данного положения обусловлено прежде всего необходимостью разделить понятия спонсорства и благотворительной деятельности в сфере рекламы.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (статья 1 Федерального закона Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» ).
———————————
Федеральный закон Российской Федерации от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. N 33. Ст. 3340.
Социальная реклама в соответствии с понятием, закрепленным в статье 18 комментируемого Закона, направлена на достижение благотворительных целей, и ее осуществление на безвозмездной основе признается благотворительной деятельностью. В свою очередь спонсорство не подразумевает безвозмездного или бескорыстного вклада в деятельность юридических или физических лиц: спонсируемый должен распространить рекламу о спонсоре или его товарах.
В социальной рекламе Закон запрещает упоминать коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, а также их товары или товары, являющиеся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. В свою очередь в рекламе, осуществляемой на условиях спонсорского вклада, должны быть указаны спонсор, его товары.
Как видим, в сфере рекламы объектом благотворительности выступает социальная реклама, а объектом спонсорства является реклама в ее традиционном понимании. Комментируемая норма закрепляет эти существенные различия между благотворительной деятельностью и спонсорством в рекламе.
На практике широко используется термин «спонсорская реклама». Вместе с тем комментируемый Закон не вводит понятия спонсорской рекламы. Употребление термина «спонсорская реклама» на основании положений комментируемой статьи не соответствует тем отношениям, которые возникают между спонсором и спонсируемым по поводу распространения рекламы, и по своему содержанию некорректно.

www.zonazakona.ru

О меценатстве и спонсорстве. Модель, Модельный закон от 03 апреля 2008 года

 

О меценатстве и спонсорстве. Модель

Принят
на тридцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ
(постановление N 30-9
от 3 апреля 2008 года)



Настоящий Закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности.

 

Глава I. Общие положения

 
Статья 1. Законодательство о меценатстве и спонсорстве

1. Законодательство о меценатстве и спонсорстве основывается на соответствующих положениях конституции, гражданском кодексе, законодательстве о культуре, других законах и иных нормативно-правовых актах государства, принявшего настоящий Закон.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в сфере меценатства и спонсорства являются составной частью правовой системы государства.

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

 
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе


Благотворительная деятельность — осуществление физическими или юридическими лицами добровольной деятельности по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, наделения правом владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, выполнения работ, предоставления услуг.

Меценат — физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее средства (финансовые, материально-технические) для сохранения и развития культурного достояния государства в формах, определяемых национальным законодательством.

Меценатство — сфера социальной активности, связанная с поддержанием и развитием объектов культуры, видов профессиональной культурной деятельности (культура, искусство, наука, образование, просвещение, спорт), составляющих культурное достояние. Под меценатством понимается бескорыстная безвозмездная помощь граждан или юридических лиц в сфере искусства, науки, культуры, образования, просвещения, спорта, выражающаяся в передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества и (или) денежных средств.

Объекты меценатства — физические объекты культурного наследия, учреждения культуры, мероприятия, на которые направлена финансовая или материально-техническая поддержка. Объекты меценатской деятельности должны входить в состав соответствующих целевых федеральных программ, утвержденных правительством государства.

Получатели меценатской поддержки — физические или юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с сохранением и развитием культурного достояния на средства, обеспечиваемые меценатом.

Под участниками спонсорской деятельности понимаются физические и юридические лица, осуществляющие благотворительную и спонсорскую деятельность, в том числе посредством поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также физические и юридические лица, в интересах которых осуществляется указанная деятельность.

Спонсоры — юридические или физические лица, осуществляющие пожертвования и спонсорскую поддержку в соответствии с целями, предусмотренными в законе, в форме:

1) бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, в том числе денежными средствами и (или) объектами интеллектуальной собственности;

2) бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг спонсорами — юридическими лицами.

Пользователь спонсорской поддержки — любое юридическое лицо, не преследующее цель извлечения дохода, и любое физическое лицо, которое осуществляет или будет осуществлять деятельность в целях, предусмотренных законом.

 

Глава II. Меценатская деятельность

 
Статья 3. Предмет регулирования меценатской деятельности


Предметом регулирования меценатской деятельности являются:

— отношения в сфере меценатства;

— разграничение компетенции и ответственности между органами государственной власти и органами административно-территориального образования в отношении меценатов и меценатской деятельности;

— создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития меценатской деятельности;

— определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области меценатства, а также правовое регулирование их участия в процессах сохранения и развития национального культурного достояния.

 
Статья 4. Основные цели меценатства


Меценатство является важным фактором сохранения и развития национального культурного достояния. Его целями являются:

— формирование условий для сохранения и развития национального культурного достояния, поддержание его престижа на мировом уровне;

— реализация приоритетных программ (проектов) сохранения и развития национального культурного достояния;

— поддержка профессиональной деятельности в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта, а также отдельных деятелей культуры.

 

Глава III. Субъекты меценатской деятельности

 
Статья 5. Субъекты меценатской деятельности

1. Меценатом в качестве субъекта меценатской деятельности является физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее финансовые или материально-технические средства получателю меценатской поддержки в целях сохранения и развития культурного достояния государства.

2. Получателями меценатской поддержки являются физические или юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность по сохранению и развитию культурного достояния в соответствии с приоритетами, установленными правительством или органами государственной власти. Получателем меценатской поддержки не могут быть государственные органы управления и контроля.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления как юридические лица и их работники не имеют права осуществлять меценатскую деятельность и получать меценатскую поддержку.

4. Положения настоящего Закона распространяются на субъектов меценатства, оформивших свои отношения соответствующим договором, составленным в соответствии с действующим законодательством.

5. Органы государственной власти не могут препятствовать субъектам меценатства в свободе выбора направлений и способов меценатской деятельности.

 

Глава IV. Организация и принципы осуществления меценатской деятельности

 
Статья 6. Формы меценатской деятельности

1. Форма и содержание меценатской деятельности определяются меценатом и получателем меценатской поддержки и оформляются договором, составленным в соответствии с действующим законодательством.

2. К видам деятельности, в отношении которых оказание поддержки не может считаться меценатством, относятся все формы самодеятельности, все формы массовой культуры, формы деятельности, относящиеся к благотворительности, формы деятельности, приносящие прибыль.

 
Статья 7. Порядок оформления договорных отношений между меценатом и получателем меценатской поддержки

1. Договор между меценатом и получателем меценатской поддержки оформляется в письменном виде и подлежит нотариальному удостоверению.

Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в порядке, установленном национальным законодательством.

2. Права и обязанности договаривающихся сторон возникают с момента нотариального удостоверения договора или государственной регистрации договора, если иное не предусмотрено национальным законодательством государства.

3. Несоблюдение указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований влечет за собой недействительность заключения соглашения и аннулирование налоговых и иных льгот, предусмотренных настоящим Законом для меценатов и объектов меценатской поддержки.

 
Статья 8. Общие требования к получению меценатской поддержки

1. Отбор объектов, а также выделение физических и (или) юридических лиц в качестве получателей меценатской поддержки производится по личному предпочтению мецената в соответствии с требованиями настоящего Закона.

2. При оказании меценатской поддержки физическому лицу в течение срока, превышающего один месяц, данное лицо подлежит обязательному социальному и пенсионному страхованию, осуществляемому меценатом в порядке, установленном для страхования работников, если иное не предусмотрено национальным законодательством государства.

 

Глава V. Государственные гарантии меценатской деятельности

 
Статья 9. Государственные гарантии прав граждан в области меценатства

1. Гражданам государства гарантируется возможность оказывать и принимать меценатскую поддержку в установленных настоящим Законом формах независимо от национальности, социального происхождения, места жительства, вероисповедания, имущественного положения, наличия судимости, принадлежности к общественным организациям (объединениям), кроме общественных организаций экстремистского толка или пропагандирующих насилие и терроризм.

2. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление меценатской деятельности и получение меценатской поддержки, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.

3. Органы государственной власти и органы исполнительной власти административно-территориального образования предоставляют меценатам и лицам (организациям), заинтересованным в получении меценатской поддержки, информацию о положении дел в области сохранения и развития культурного достояния.

4. Органы государственной власти имеют право ознакомиться с ходом и содержанием работ, выполняемых на основе меценатской поддержки в унитарных предприятиях и государственных учреждениях.

 
Статья 10. Полномочия государства в поддержании меценатской деятельности


К полномочиям государства в поддержании меценатской деятельности относятся:

— установление налоговых льгот для меценатов и контроль за их соблюдением;

— установление и присуждение почетных званий и государственных наград для меценатов.

 
Статья 11. Полномочия административно-территориального образования в поддержании меценатской деятельности


К полномочиям административно-территориальных образований в поддержании меценатской деятельности относятся находящиеся в сфере их компетенции:

— установление региональных налоговых льгот для меценатов и контроль за их соблюдением;

— установление и присуждение почетных званий и наград для меценатов;

— установление порядка увековечения имени мецената на объектах меценатской деятельности.

 
Статья 12. Государственные гарантии стимулирования меценатской деятельности

1. Государственной гарантией стимулирования меценатской деятельности являются налоговые и иные льготы, распространяющиеся на меценатов в соответствии с национальным законодательством.

2. Налог на прибыль мецената — юридического лица при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении мецената, уменьшается на суммы затрат мецената, направляемых в виде добровольных пожертвований и взносов для реализации деятельности по сохранению и развитию культурного достояния.

Не облагаемая налогом доля прибыли, направляемая на эти цели, не ограничивается.

3. От налога на добавленную стоимость освобождаются работы и услуги, выполняемые в период реализации условий договора между меценатом и получателем меценатской помощи, если средства, направляемые меценатами (юридическими и физическими лицами) на осуществление этих работ и услуг, составляют не менее 40% от стоимости этих работ и услуг.

4. Налог на имущество меценатов (юридических и физических лиц) не взимается со зданий, строений, сооружений, помещений, переданных меценатами на безвозмездных началах получателям меценатской поддержки в дар и в целях реализации деятельности по сохранению и развитию культурного достояния.

5. Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, перечисляемые на поддержку программ (проектов) по сохранению и развитию культурного достояния.

6. При перемещении через таможенную границу товаров, предназначенных для целевых добровольных безвозмездных пожертвований на осуществление меценатской деятельности, меценатам (физическим и юридическим лицам) предоставляется льготный порядок налогообложения, включающий полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов.

7. Право мецената на налоговые и иные льготы, установленные законодательством государства, вступает в силу с момента нотариального заверения договора или государственной регистрации договора между меценатом и получателем меценатской поддержки и прекращается по истечении срока договора либо с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора недействительным.

 
Статья 13. Порядок государственного финансирования получателя меценатской поддержки


Меценатская поддержка не является основанием для сокращения государственного финансирования получателя меценатской поддержки.

 

Глава VI. Спонсорская деятельность


Спонсорская деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами добровольно по просьбе лица и состоит в предоставлении ему финансовых и материальных средств для поддержки мероприятий общественного значения.

Для целей настоящего Закона не признается спонсорской деятельностью взаимное предоставление финансовых и материальных средств физическими или юридическими лицами.

Не являются благотворительной деятельностью направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иной форме юридическим лицам, преследующим цель извлечения дохода, поддержка политических партий и других общественно-политических организаций.

 
Статья 14. Цели спонсорской деятельности

1. Спонсорская деятельность осуществляется в целях:

— финансирования программ и мероприятий в области науки, культуры, религии, образования, литературы, искусства, спорта, здравоохранения, опеки и попечительства, социальной защиты и социального обеспечения населения, защиты материнства и детства, поддержки молодежи;

— финансирования программ и мероприятий в области охраны окружающей среды и благоустройства улиц, парков и общественных мест;

— финансирования программ и мероприятий в области охраны и реставрации памятников истории, природы, архитектуры, культуры и искусства;

— финансовой и материальной поддержки благотворительных организаций, социальных и медицинских учреждений, творческих союзов, организаций, занимающихся вопросами культуры, и иных организаций, осуществляющих мероприятия общественного значения;

— финансирования иных программ и мероприятий общественного значения.

2. Спонсорская деятельность не может осуществляться на средства, полученные из бюджета.

3. В случае если спонсорство осуществляется путем предоставления материальных ценностей, то в договоре о спонсорской поддержке реальная стоимость этих ценностей определяется на момент передачи их пользователю.

 
Статья 15. Законодательство о спонсорской деятельности

1. Законодательство о спонсорской деятельности состоит из соответствующих положений конституции государства, гражданского кодекса, настоящего Закона и других, принятых в соответствии с ним, нормативных актов.

2. Нормы, содержащиеся в других нормативных актах, касающиеся благотворительной и спонсорской деятельности, не должны противоречить настоящему Закону.

3. Если международным договором, одной из сторон которого является государство, установлены иные нормы, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются положения международного договора.

 
Статья 16. Право на осуществление спонсорской деятельности

1. Физические и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять спонсорскую деятельность на принципах добровольности и свободы выбора ее целей, предусмотренных настоящим Законом.

2. Физические и юридические лица вправе осуществлять спонсорскую деятельность:

— индивидуально или путем объединения;

— без создания специальной организации.

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора предусмотренных настоящим Законом целей спонсорской деятельности и форм ее осуществления.

 

Глава VII. Государственные гарантии спонсорской деятельности

 
Статья 17. Поддержка спонсорской деятельности центральными и местными органами государственной власти

1. Защита прав и законных интересов физических и юридических лиц — участников спонсорской деятельности гарантируется и обеспечивается государством.

2. Должностные лица, препятствующие реализации права физических и юридических лиц на осуществление спонсорской деятельности, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.

 
Статья 18. Налоговые льготы

1. Лица, осуществляющие спонсорскую деятельность, подтвержденную документально, пользуются налоговыми льготами, предусмотренными национальным налоговым законодательством.

2. Порядок ввоза в государство и вывоза из государства материальных средств в спонсорских целях устанавливается правительством государства.

 
Статья 19. Условия предоставления налоговых льгот


Условия предоставления налоговых льгот устанавливаются налоговым кодексом.

 
Статья 20. Контроль спонсорской деятельности

1. Контроль законности спонсорской деятельности осуществляется государственными налоговыми органами.

2. Спонсоры, направившие финансовые и материальные средства на конкретные цели, вправе получать информацию и осуществлять контроль за их использованием.

 
Статья 21. Гласность спонсорской деятельности


Спонсоры имеют право доводить до сведения общественности через средства массовой информации цели благотворительной помощи и спонсорской поддержки и информацию о пользователях. Эта информация может быть распространена только с согласия благотворительной организации и спонсора.

 
Статья 22. Спонсорская деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций на территории государства


Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право выступать участниками спонсорской деятельности на территории государства в соответствии с настоящим Законом.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ,
N 42, 2008 год

docs.cntd.ru

Статья 19. Спонсорство. Под спонсорством в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.
Комментарий к статье 19
Примером рекламы спонсоров и их товаров может служить реклама, транслируемая по телевидению во время игр «Поле чудес» и КВН.
Спонсорство осуществляется на основании договора между спонсором и спонсируемым, в котором определяются права и обязанности сторон.
Как отметил один из разработчиков Закона «О рекламе»: «Мы впервые законодательно легализуем спонсорство. Правда лишь в границах рекламной деятельности. В иную спонсор вмешиваться не вправе» .
———————————
«Российская газета», 1995, 30 июня.
Спонсорская деятельность способствует формированию и повышению имиджа спонсора в глазах его потенциальных клиентов. Спонсорство само по себе является рекламой, так как свидетельствует о том, что спонсор — рекламодатель заботится не только о себе, но и о своих клиентах, об обществе в целом, вкладывая деньги в различные проекты, организации культуры, искусства и др., то есть в дела, которые не связаны с его деятельностью.

Следующая статья »
К тексту закона »

Читайте также

Популярные документы

www.lawmix.ru

Спонсор

Спонсор (от лат. spondeo – ручаться) – частное физическое лицо или организация, предоставляющая средства для организации спортивных и других массовых мероприятий либо создания результата творческого труда.

Законодательная основа спонсорской деятельности

Легальное определение категории «спонсор» содержится в ст. 3 38-ФЗ «О рекламе». Согласно ее содержанию спонсор – лицо, финансирующее проведение соревнований, зрелищных мероприятий, создание и трансляцию радио- и телепередач. Спонсором может выступать гражданин, коммерческая или некоммерческая организация. Эта же статья определяет основную отличительную особенность спонсорской рекламы: она распространяется на условиях упоминания об определенном лице как о спонсоре.

Примечательно, что ст. 19 108-ФЗ «О рекламе» от 18.07.95 (утратил силу 01.07.96) трактовал спонсорство как осуществление частным лицом или организацией вклада в деятельность спонсируемого лица на условиях распространения последним рекламы о спонсоре или его продукции. Уточнялось, что такой вклад может иметь форму:

• денежных средств;
• имущественных активов;
• объектов интеллектуального права;
• работ, услуг.

Названный нормативный акт причислял спонсора к рекламодателям, а сведения о нем – к рекламным. Таким образом, рекламопроизводитель лишался возможности манипулировать приемами скрытой подачи рекламных сведений за счет особенностей статуса рекламодателя.

Размежевание понятий спонсор, рекламодатель, инвестор, благодетель

В соответствии со ст. 1, 4 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ» инвестором является лицо, осуществляющее капитальные вложения собственных либо заемных средств для последующего извлечения прибыли. В отличие от инвестора, спонсор передает средства без цели участия в разделе прибыли.

Согласно ст. 1, 5 35-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворителями признаются лица, безвозмездно либо на льготных условиях передающие в собственность благополучателей некие активы. Спонсорство не имеет бескорыстного характера как, например, деятельность филантропа, мецената, благотворителя.

По своей сути спонсорство является формой материального участия в реализации каких-либо проектов и всегда предусматривает встречную услугу. Это работа на имидж. Вложенные средства фактически обмениваются на популяризацию самого спонсора (чаще всего – субъекта хозяйствования), его деятельности или бренда.

Наибольшие трудности кроются в размежевании понятий «спонсор» и «рекламодатель». Последний, согласно ст. 3 38-ФЗ является изготовителем или продавцом товара либо лицом, определившим иной объект рекламирования. Уже сам факт того, что понятие спонсор раскрыто в ФЗ «О рекламе» свидетельствует о причислении спонсоров к субъектам рекламной деятельности. Мнения по поводу соотношения этих категорий разделились следующим образом:

• «рекламодатель» и «спонсор» – две самостоятельные категории;
• термины соотносятся как общее и частное;
• выделение в качестве отдельной категории понятия «спонсор» нецелесообразно и является следствием лоббирования интересов крупных СМИ.

Особенности регламентации спонсорской деятельности

Правовое регулирование спонсорства подразумевает ряд особенностей.

1. Ст. 10 108-ФЗ содержит запрет на упоминание в социальной рекламе о коммерческих организациях, товарных знаках и средствах индивидуализации. Спонсоров он не касается.

2. Остановка трансляции теле- и радиопередач для демонстрации любой рекламы кроме спонсорской должна предваряться предупреждением о последующей трансляции рекламы (ст. 13 и 14 108-ФЗ).
3. Религиозные передачи, а также теле- и радиопрограммы продолжительностью менее 15 минут нельзя прерывать рекламой, в том числе – в форме бегущей строки за исключением спонсорской рекламы перед началом или в конце передачи продолжительностью до 30 секунд.

Спонсорский договор

Законодательство прямо не упоминает о существовании спонсорского договора. Вместе с тем, согласно ст. 161 Гражданского кодекса РФ юридические лица могут заключать сделки между собой и с гражданами исключительно в письменной форме. Им разрешено подписывать как предусмотренные, так и не предусмотренные законом договора.

Спонсорский договор является непоименованным, но распространенным типом двусторонних сделок. Вместе с тем, практика знает ряд связанных с ним проблем, в частности – в сфере печатных СМИ, поскольку отсутствие указания «реклама» или «на правах рекламы» расценивается как нарушение законодательства.

Разночтения положений 108-ФЗ о спонсорстве порождают споры между создателями и распространителями спонсорской рекламы с одной стороны, представителями Федеральной антимонопольной службы и органов защиты прав потребителей – с другой. Практика судов общей юрисдикции и специализированных арбитражных судов не вносит полную ясность в этот вопрос.

utmagazine.ru

«Модельный закон о меценатстве и спонсорстве» (Принят в г. Санкт-Петербурге

Принят
на тридцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 30-9
от 3 апреля 2008 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МЕЦЕНАТСТВЕ И СПОНСОРСТВЕ
Настоящий Закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о меценатстве и спонсорстве
1. Законодательство о меценатстве и спонсорстве основывается на соответствующих положениях конституции, гражданском кодексе, законодательстве о культуре, других законах и иных нормативно-правовых актах государства, принявшего настоящий Закон.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в сфере меценатства и спонсорства являются составной частью правовой системы государства.
Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Благотворительная деятельность — осуществление физическими или юридическими лицами добровольной деятельности по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, наделения правом владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, выполнения работ, предоставления услуг.
Меценат — физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее средства (финансовые, материально-технические) для сохранения и развития культурного достояния государства в формах, определяемых национальным законодательством.
Меценатство — сфера социальной активности, связанная с поддержанием и развитием объектов культуры, видов профессиональной культурной деятельности (культура, искусство, наука, образование, просвещение, спорт), составляющих культурное достояние. Под меценатством понимается бескорыстная безвозмездная помощь граждан или юридических лиц в сфере искусства, науки, культуры, образования, просвещения, спорта, выражающаяся в передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества и (или) денежных средств.
Объекты меценатства — физические объекты культурного наследия, учреждения культуры, мероприятия, на которые направлена финансовая или материально-техническая поддержка. Объекты меценатской деятельности должны входить в состав соответствующих целевых федеральных программ, утвержденных правительством государства.
Получатели меценатской поддержки — физические или юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с сохранением и развитием культурного достояния на средства, обеспечиваемые меценатом.
Под участниками спонсорской деятельности понимаются физические и юридические лица, осуществляющие благотворительную и спонсорскую деятельность, в том числе посредством поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также физические и юридические лица, в интересах которых осуществляется указанная деятельность.
Спонсоры — юридические или физические лица, осуществляющие пожертвования и спонсорскую поддержку в соответствии с целями, предусмотренными в законе, в форме:
1) бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, в том числе денежными средствами и (или) объектами интеллектуальной собственности;
2) бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг спонсорами — юридическими лицами.
Пользователь спонсорской поддержки — любое юридическое лицо, не преследующее цель извлечения дохода, и любое физическое лицо, которое осуществляет или будет осуществлять деятельность в целях, предусмотренных законом.
Глава II. МЕЦЕНАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 3. Предмет регулирования меценатской деятельности
Предметом регулирования меценатской деятельности являются:
— отношения в сфере меценатства;
— разграничение компетенции и ответственности между органами государственной власти и органами административно-территориального образования в отношении меценатов и меценатской деятельности;
— создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития меценатской деятельности;
— определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области меценатства, а также правовое регулирование их участия в процессах сохранения и развития национального культурного достояния.
Статья 4. Основные цели меценатства
Меценатство является важным фактором сохранения и развития национального культурного достояния. Его целями являются:
— формирование условий для сохранения и развития национального культурного достояния, поддержание его престижа на мировом уровне;
— реализация приоритетных программ (проектов) сохранения и развития национального культурного достояния;
— поддержка профессиональной деятельности в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта, а также отдельных деятелей культуры.
Глава III. СУБЪЕКТЫ МЕЦЕНАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 5. Субъекты меценатской деятельности
1. Меценатом в качестве субъекта меценатской деятельности является физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее финансовые или материально-технические средства получателю меценатской поддержки в целях сохранения и развития культурного достояния государства.
2. Получателями меценатской поддержки являются физические или юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность по сохранению и развитию культурного достояния в соответствии с приоритетами, установленными правительством или органами государственной власти. Получателем меценатской поддержки не могут быть государственные органы управления и контроля.
3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления как юридические лица и их работники не имеют права осуществлять меценатскую деятельность и получать меценатскую поддержку.
4. Положения настоящего Закона распространяются на субъектов меценатства, оформивших свои отношения соответствующим договором, составленным в соответствии с действующим законодательством.
5. Органы государственной власти не могут препятствовать субъектам меценатства в свободе выбора направлений и способов меценатской деятельности.
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЦЕНАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 6. Формы меценатской деятельности
1. Форма и содержание меценатской деятельности определяются меценатом и получателем меценатской поддержки и оформляются договором, составленным в соответствии с действующим законодательством.
2. К видам деятельности, в отношении которых оказание поддержки не может считаться меценатством, относятся все формы самодеятельности, все формы массовой культуры, формы деятельности, относящиеся к благотворительности, формы деятельности, приносящие прибыль.
Статья 7. Порядок оформления договорных отношений между меценатом и получателем меценатской поддержки
1. Договор между меценатом и получателем меценатской поддержки оформляется в письменном виде и подлежит нотариальному удостоверению.
Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в порядке, установленном национальным законодательством.
2. Права и обязанности Договаривающихся Сторон возникают с момента нотариального удостоверения договора или государственной регистрации договора, если иное не предусмотрено национальным законодательством государства.
3. Несоблюдение указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований влечет за собой недействительность заключения соглашения и аннулирование налоговых и иных льгот, предусмотренных настоящим Законом для меценатов и объектов меценатской поддержки.
Статья 8. Общие требования к получению меценатской поддержки
1. Отбор объектов, а также выделение физических и (или) юридических лиц в качестве получателей меценатской поддержки производится по личному предпочтению мецената в соответствии с требованиями настоящего Закона.
2. При оказании меценатской поддержки физическому лицу в течение срока, превышающего один месяц, данное лицо подлежит обязательному социальному и пенсионному страхованию, осуществляемому меценатом в порядке, установленном для страхования работников, если иное не предусмотрено национальным законодательством государства.
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ МЕЦЕНАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 9. Государственные гарантии прав граждан в области меценатства
1. Гражданам государства гарантируется возможность оказывать и принимать меценатскую поддержку в установленных настоящим Законом формах независимо от национальности, социального происхождения, места жительства, вероисповедания, имущественного положения, наличия судимости, принадлежности к общественным организациям (объединениям), кроме общественных организаций экстремистского толка или пропагандирующих насилие и терроризм.
2. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление меценатской деятельности и получение меценатской поддержки, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.
3. Органы государственной власти и органы исполнительной власти административно-территориального образования предоставляют меценатам и лицам (организациям), заинтересованным в получении меценатской поддержки, информацию о положении дел в области сохранения и развития культурного достояния.
4. Органы государственной власти имеют право ознакомиться с ходом и содержанием работ, выполняемых на основе меценатской поддержки в унитарных предприятиях и государственных учреждениях.
Статья 10. Полномочия государства в поддержании меценатской деятельности
К полномочиям государства в поддержании меценатской деятельности относятся:
— установление налоговых льгот для меценатов и контроль за их соблюдением;
— установление и присуждение почетных званий и государственных наград для меценатов.
Статья 11. Полномочия административно-территориального образования в поддержании меценатской деятельности
К полномочиям административно-территориальных образований в поддержании меценатской деятельности относятся находящиеся в сфере их компетенции:
— установление региональных налоговых льгот для меценатов и контроль за их соблюдением;
— установление и присуждение почетных званий и наград для меценатов;
— установление порядка увековечения имени мецената на объектах меценатской деятельности.
Статья 12. Государственные гарантии стимулирования меценатской деятельности
1. Государственной гарантией стимулирования меценатской деятельности являются налоговые и иные льготы, распространяющиеся на меценатов в соответствии с национальным законодательством.
2. Налог на прибыль мецената — юридического лица при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении мецената, уменьшается на суммы затрат мецената, направляемых в виде добровольных пожертвований и взносов для реализации деятельности по сохранению и развитию культурного достояния.
Не облагаемая налогом доля прибыли, направляемая на эти цели, не ограничивается.
3. От налога на добавленную стоимость освобождаются работы и услуги, выполняемые в период реализации условий договора между меценатом и получателем меценатской помощи, если средства, направляемые меценатами (юридическими и физическими лицами) на осуществление этих работ и услуг, составляют не менее 40% от стоимости этих работ и услуг.
4. Налог на имущество меценатов (юридических и физических лиц) не взимается со зданий, строений, сооружений, помещений, переданных меценатами на безвозмездных началах получателям меценатской поддержки в дар и в целях реализации деятельности по сохранению и развитию культурного достояния.
5. Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, перечисляемые на поддержку программ (проектов) по сохранению и развитию культурного достояния.
6. При перемещении через таможенную границу товаров, предназначенных для целевых добровольных безвозмездных пожертвований на осуществление меценатской деятельности, меценатам (физическим и юридическим лицам) предоставляется льготный порядок налогообложения, включающий полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов.
7. Право мецената на налоговые и иные льготы, установленные законодательством государства, вступает в силу с момента нотариального заверения договора или государственной регистрации договора между меценатом и получателем меценатской поддержки и прекращается по истечении срока договора либо с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора недействительным.
Статья 13. Порядок государственного финансирования получателя меценатской поддержки
Меценатская поддержка не является основанием для сокращения государственного финансирования получателя меценатской поддержки.
Глава VI. СПОНСОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Спонсорская деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами добровольно по просьбе лица и состоит в предоставлении ему финансовых и материальных средств для поддержки мероприятий общественного значения.
Для целей настоящего Закона не признается спонсорской деятельностью взаимное предоставление финансовых и материальных средств физическими или юридическими лицами.
Не являются благотворительной деятельностью направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иной форме юридическим лицам, преследующим цель извлечения дохода, поддержка политических партий и других общественно-политических организаций.
Статья 14. Цели спонсорской деятельности
1. Спонсорская деятельность осуществляется в целях:
— финансирования программ и мероприятий в области науки, культуры, религии, образования, литературы, искусства, спорта, здравоохранения, опеки и попечительства, социальной защиты и социального обеспечения населения, защиты материнства и детства, поддержки молодежи;
— финансирования программ и мероприятий в области охраны окружающей среды и благоустройства улиц, парков и других общественных мест;
— финансирования программ и мероприятий в области охраны и реставрации

‘Изменения и дополнения к Модельному библиотечному кодексу для государств-участников СНГ’ (Приняты в г. Санкт-Петербурге 03.04.2008 Постановлением 30-7 на 30-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)  »

www.lawmix.ru

«Комментарий к Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2006 N 276-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Благотворительная деятельность
Комментарий к статье 1
В ст. 1 ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ (в ред. от 30.12.2006) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дается определение благотворительной деятельности.
Благотворительная деятельность осуществляется путем добровольной, бескорыстной, безвозмездной передачи гражданам или юридическим лицам имущества, денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг. Когда государственные органы не в состоянии самостоятельно справиться с социальными проблемами, притом что в последнее время в России значительно увеличилось число нуждающихся в социальной помощи, возрастает роль благотворительной деятельности. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации необходимо развивать в России благотворительность как дополнительную форму социальной защиты населения.
В первую очередь целью благотворительной деятельности является оказание любой помощи социально не защищенным членам общества, не способным, по той или иной причине, собственными усилиями обеспечить себе приемлемые условия жизнедеятельности. Имеется в виду такая благотворительная деятельность, как оказание социальной помощи инвалидам, детям, пожилым людям, помощь беженцам и вынужденным переселенцам, обеспечение школ компьютерами и современным оборудованием, профилактика и лечение СПИДа, наркомании, снижение детской беспризорности. Следует отметить, что согласно ст. 2 данного Федерального закона не является благотворительной деятельностью направление денежных и материальных средств, оказание помощи коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и компаний (см. комментарий к ст. 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Определение благотворительной деятельности, приведенное в комментируемой статье, позволяет сделать вывод о том, что благотворительности присущи признаки добровольности, бескорыстности. Действительно, благотворительность — дело добровольное. Ведь граждане и юридические лица, делая пожертвования, оказывая помощь, ничего, кроме благодарности, взамен не получают. Конечно, моральный аспект тоже важен, но все же каждый сам решает, как ему распорядиться своими материальными ценностями либо своим личным временем. Законодательством не определены мотивы благотворительной деятельности. Чаще всего благотворительная деятельность вызвана чувством сострадания, жалости, долга.
Благотворительная деятельность может осуществляться самостоятельно как отдельными гражданами, так и обществами, товариществами, учреждениями. Участниками благотворительной деятельности в соответствии с данной статьей могут быть как граждане, так и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), осуществляющие благотворительную деятельность, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность.
Особо следует отметить, что благотворительность — это не только оказание материальной поддержки нуждающимся гражданам. В рамках благотворительности физические и юридические лица могут заниматься охраной окружающей среды, животного мира, реставрацией и восстановлением памятников культуры, организацией детских площадок. Здесь в качестве примера можно привести благотворительную деятельность компании «Лукойл». В основу благотворительных программ, проводимых компанией «Лукойл», легло желание поддержать социально не защищенных и нуждающихся, содействовать духовному развитию общества. Следует отметить, что благотворительная деятельность данной организации осуществляется не разовыми акциями, а долгосрочным сотрудничеством с благотворительными организациями.
Например.
В Калининградской области проводился конкурс социальных и культурных проектов ООО «Лукойл-Калининградморнефть». Конкурс социальных и культурных проектов организуется ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и некоммерческой благотворительной организацией «Благотворительный фонд «Лукойл» с целью поддержки инициатив общественных организаций и населения в решении актуальных социальных проблем.
Конкурс является открытым, ежегодным, в нем могут принимать участие региональные некоммерческие организации, государственные и муниципальные учреждения, культурные центры и научно-исследовательские организации, органы муниципального и территориального самоуправления, средства массовой информации.
ООО «Лукойл-Калининградморнефть» имеет большой опыт благотворительной и спонсорской деятельности. Заявки на конкурс принимаются по четырем номинациям: экология, культура и спорт, милосердие, семейные ценности .
———————————
http://www.lukoil-kmn.com/
Исчерпывающий перечень целей благотворительной деятельности содержится в ст. 2 комментируемого Закона. Целями благотворительной деятельности являются содействие защите материнства, детства и отцовства, содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.
Региональное законодательство о благотворительности может конкретизировать данные цели. Например, согласно ст. 4 Закона г. Москвы от 12.07.2006 N 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» государство взаимодействует с некоммерческими организациями при решении таких социальных проблем, как поддержка ветеранов, инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Москвы, развитие детского и молодежного общественного движения, досуг жителей города Москвы, образование, охрана окружающей среды на территории города Москвы. Здесь перечисленные социальные проблемы приравниваются к целям благотворительности. Органы государственной власти города Москвы конкретизируют определенные сферы социальной жизни граждан, нуждающихся в помощи и поддержке. Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим.
В том случае, если деятельность, например, организации не соответствует целям, указанным в Законе, она не может быть признана благотворительной.
Следует отметить, что определение благотворительной деятельности, данное комментируемой статьей, имеет целый ряд характерных особенностей. Данная деятельность, согласно действующему законодательству Российской Федерации, допускает относительное бескорыстие, то есть оказание нуждающимся благотворительной помощи не только безвозмездно, но и на льготных для них условиях. Льготные условия означают предоставление благотворителем определенных льгот и преимуществ, прежде всего материального характера. Согласно ст. 149 части II «Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ не облагается НДС передача товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках благотворительной деятельности. Это необходимо в первую очередь для стимулирования благотворительной деятельности.
Например.
В феврале 1998 г. Благотворительный детский фонд Иркутской области, действуя в рамках благотворительной программы «Глухие дети», заключил благотворительный договор с фирмой «Ортикон» на поставку слуховых аппаратов для детей на льготных для фонда условиях, со скидкой .
———————————
Чернега К.А. Особенности правового регулирования благотворительной деятельности в Российской Федерации // Некоммерческие организации в России. N 6. 2003.
Таким образом, бескорыстие в данном случае является понятием относительным. Кроме того, льготный, то есть возмездный, характер благотворительной деятельности ведет к возможному злоупотреблению этим правом его участниками, когда происходит так называемое прикрытие предпринимательской деятельности благотворительностью.
Но в то же время следует отличать благотворительную деятельность от спонсорской помощи. Спонсорская помощь не предусматривает бескорыстие, она является своего рода платой за определенные услуги. Согласно п. п. 9, 10 ст. 3 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» спонсорство — это вклад юридического или физического лица (спонсора) в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад — это плата за своего рода рекламу.
Например:
Организация передала безвозмездно хоккейному клубу автобусы. За это на свитерах хоккеистов руководство клуба разместило фирменный логотип данной организации. Следовательно, расходы на покупку автобусов — это спонсорская помощь, своеобразная плата за рекламу. Организация в данном случае — спонсор, а хоккейный клуб — спонсируемый .
———————————
http://www.nrbiz.ru/sponsorstvo_i_blagotvoritelnost/
Хотя следует отметить, что, например, коммерческая организация, жертвующая на благотворительные цели, все-таки получает скрытую рекламу. Благотворительная деятельность способствует поднятию престижа организации, что, в свою очередь, расширяет круг потребителей.
Статья 2. Цели благотворительной деятельности
Комментарий к статье 2
1. Благотворительная деятельность может осуществляться только в строго определенных целях. Их исчерпывающий перечень приведен в п. 1 ст. 2 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
К числу целей благотворительной деятельности относятся:
— социальная поддержка инвалидов, малообеспеченных, безработных. В рамках благотворительности данному социальному слою населения оказывается не только материальная поддержка. Благотворительными организациями проводятся мероприятия, направленные на оказание материальной помощи, медицинской и социальной реабилитации малообеспеченных, безработных, лиц, нуждающихся в попечении. Проводятся благотворительные акции по сбору одежды у населения и ее передаче нуждающимся людям. При некоторых благотворительных центрах открыты благотворительные столовые для многодетных, неполных семей. Организуется летний отдых в лагерях, санаториях для детей из малоимущих либо многодетных семей. Благотворительность может также осуществляться путем трудоустройства лиц, находящихся в особо сложной жизненной ситуации. Например, коммерческие организации могут создавать рабочие места именно для инвалидов. Организуется переподготовка и обучение безработных, подростков; организуется для одиноких матерей надомный труд; в поселках организуют общественные огороды, где нуждающиеся семьи выращивают для себя овощи, при этом материал для посадки предоставляется благотворительными организациями, как правило, бесплатно или за доступную цену;
— подготовка населения и предотвращение стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф. В рамках данного вида благотворительной деятельности проводятся научные исследования проблем экологии, создаются и финансируются благотворительными организациями специальные программы по предотвращению стихийных бедствий, экологических катастроф, изучаются также последствия катастроф. Проводятся специальные семинары, призванные информировать и подготовить граждан к экологическим, промышленным катастрофам. Проводится финансирование программ на территориях, которые пострадали в результате испытаний ядерного оружия, а также хранения радиоактивных отходов;
— оказание помощи пострадавшим в результате катастроф и стихийных бедствий, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам. Здесь благотворительность заключается не только в сборе денежных средств для оказания помощи пострадавшим в результате катастроф, конфликтов, репрессий, но и, например, в обеспечении их жилищем, одеждой; им оказывается необходимая медицинская, психологическая помощь, они обеспечиваются трудовыми местами. Все зависит от конкретной ситуации и от вида помощи, в которой нуждается человек;
— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов. В рамках благотворительной деятельности подписываются соглашения о взаимодействии и дружбе народов, проводятся культурно-просветительные мероприятия, происходит ознакомление населения с разными народными культурами, вероисповеданиями. Благотворительные организации участвуют также в строительстве и реконструкции еврейских, мусульманских мечетей;
— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, защите материнства, детства и отцовства. Здесь благотворительными организациями разрабатываются и организуются специальные программы по информированию населения в вопросах воспитания, права, семьи, детства. Оказывается необходимая психологическая помощь малоимущим, неблагополучным семьям. Регулярно проводятся благотворительные новогодние елки для детей-сирот. Собираются тонны одежды, обуви, игрушек. Организуются летние площадки и оздоровительные лагеря, осуществляется благоустройство дворов, оказывается помощь семьям с детьми, оказавшимися в нестандартной ситуации, например в случае помещения в больницу одинокой матери, не имеющей родных и близких;
— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности. В рамках благотворительности осуществляется пропаганда русской культуры, возрождение русских традиций, восстановление утраченных и реставрация сохранившихся памятников архитектуры, истории, культуры. Благотворительные организации оказывают поддержку творческим коллективам, организуют выставки народного ремесла. Благотворительная деятельность может быть направлена также на содействие в проведении, например, общероссийской школьной олимпиады;
— содействие деятельности в сфере физической культуры и спорта. Здесь благотворительность осуществляется путем пропаганды здорового образа жизни, создания детских спортивных секций, площадок, проведения встреч, чемпионатов, покупки спортивного инвентаря;
— охрана окружающей среды и защита животных. Благотворительными организациями создаются и финансируются специальные экологические программы, направленные на охрану окружающей среды и защиту животных. Создаются заповедники, специальные приюты для животных, оказывается ветеринарная помощь животным, оставшимся без хозяев, осуществляется защита животных от жестокого обращения. Собираются денежные средства для охраны и защиты вымирающих видов животных, исчезающих видов растений;
— охрана зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное значение. В рамках благотворительности реализуются программы восстановления исторических, культурных объектов.
Благотворительные

‘Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2007 г. n 282-ФЗ ‘Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации’ (постатейный) (Тарасова М.А.)  »

www.lawmix.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *